С наступлением зимы эксплуатация электромобиля требует особого внимания от владельца. Холода влияют на запас хода, производительность батареи и комфорт эксплуатации машины в целом. Зная, как электромобиль работает зимой, вы сможете избежать неприятных сюрпризов.
Как электромобиль работает в холодное время года?
Многие не понимают, как ведет себя электромобиль зимой, полагая, что с наступлением холодов ничего не меняется. На самом деле это не так, и есть целый ряд нюансов, которые надо учесть:
- Уменьшается емкость аккумулятора. В условиях холода химические процессы внутри батареи замедляются, что приводит к снижению доступной емкости. В мороз запас хода может уменьшаться на 20–40% в зависимости от интенсивности мороза и модели авто.
- Появляются ограничения на зарядку. Холодная батарея заряжается медленнее, особенно если используется система быстрой зарядки. Это защитная мера, предотвращающая повреждение аккумулятора из-за высокой скорости подачи энергии во время холода.
- Возрастает расход электроэнергии. Многие модели электромобилей оснащены системой терморегуляции батареи, которая поддерживает ее в рабочем диапазоне температур. Однако зимой на это тратится часть заряда, что еще больше уменьшает запас хода.
- Ухудшается аэродинамика кузова. Снег, лед и холодный ветер могут пусть и не сильно, но заметно увеличивать аэродинамическое сопротивление. Замерзшие шины и плохое состояние дорог также способствуют повышению затрат электроэнергии на движение.
Холод влияет и на эффективность рекуперативного торможения. Это связано с тем, что холодный аккумулятор не способен быстро принимать энергию, как летом или весной. В результате водитель может заметить увеличение тормозного пути и уменьшение запаса хода в разгар зимы.
Как правильно подготовить электромобиль к зиме?
Чтобы эксплуатировать электромобиль зимой с максимальным комфортом и без вреда для него, нужно правильно подготовить машину к зимней эксплуатации. Вот какие меры надо предпринять:
- Диагностика высоковольтной батареи. Большинство современных электромобилей оснащены функцией диагностики, которая показывает текущую емкость ВВБ и ее общее состояние. Если емкость заметно снизилась, стоит обратиться в сервисный центр.
- Проверка зарядного оборудования. Убедитесь, что зарядное устройство и кабель находятся в исправном состоянии. Проверьте разъемы на наличие повреждений и коррозии, которые могут помешать зарядке высоковольтной батареи авто зимой.
- Обновление программного обеспечения. Автопроизводители выпускают обновления ПО, которые оптимизируют эксплуатацию батареи и работу систем автомобиля в зимний период. Перед зимой убедитесь, что автомобиль работает на последней версии ПО.
- Установка качественных зимних шин. Летняя резина в мороз становится чрезмерно жесткой, а это ухудшает управляемость и увеличивает тормозной путь. Используйте шины, соответствующие актуальным климатическим условиям вашего региона.
Если уже стоят зимние шины, перед зимней эксплуатацией проверьте давление в них. Даже этот на первый взгляд малозначительный фактор может заметно повлиять на запас хода машины.
Как организовать зимнее хранение электрокара?
В периоды между эксплуатацией электрической машины ее нужно правильно хранить, чтобы во время использования не возникало лишних проблем. У литий-ионной батареи важно поддерживать заряд на уровне 50–70%. Полностью заряженная батарея подвержена избыточной нагрузке, а сильно разряженная может привести к ускоренной деградации.
Идеальные условия для хранения электромобиля зимой – это помещение с температурой выше нуля. Это может быть гараж с подогревом или хотя бы защищенное от сильных морозов и ветра место. Если гараж не отапливается, желательно, чтобы температура не опускалась ниже -10 °C.
Если есть возможность, электрический автомобиль надо хранить подключенным к зарядному устройству. Это особенно важно для моделей с функцией поддержания заряда или обогрева ВВБ. Убедитесь, что система зарядки работает корректно и не допускает перезаряда аккумулятора.
Обратите внимание, что высокая влажность в месте хранения электромобиля может привести к коррозии разъемов, электрических контактов и элементов кузова. Убедитесь, что машина сухая, а порт чистый. По возможности используйте влагопоглотители и осушители воздуха.
Как увеличить запас хода электрокара в холода?
Чтобы эксплуатация электрокара зимой потребовала как можно меньше зарядок, надо правильно на ней ездить. Большинство электрокаров оснащены режимами вождения, которые помогают оптимизировать расход энергии. Лучше настраивать ECO-режим, который ограничивает мощность двигателя и снижает энергозатраты на отопление. Это оптимальный вариант для зимы.
Что касается стиля вождения, который позволит увеличить запас хода, следуйте простым советам:
- избегайте резких ускорений и торможений, так как они увеличивают расход заряда.
- используйте торможение с рекуперацией – оно возвращает часть энергии в батарею;
- поддерживайте стабильную скорость на протяжении маршрута как можно дольше.
По возможности сократите интенсивность использования обогревателя. Вместо него лучше ездить со включенным обогревом руля и сидений. Эти опции потребляют гораздо меньше энергии, если сравнить с классической печкой. На климат-контроле достаточно настраивать температуру в районе +20°C. Этого более чем достаточно, чтобы эксплуатация электрокара была комфортной.
Заключение
Продление запаса хода электромобиля зимой – это результат сочетания правильной подготовки, оптимизации стиля вождения и эффективного использования функций машины. Следуя этим рекомендациям, вы сможете минимизировать влияние низких температур и наслаждаться комфортной эксплуатацией транспорта даже в очень холодную погоду.